Отдых в СОЧИ
Информация о Сочи
Все о Сочи
  04.01.2012 Появилсь новая информаци о
    дольменах Сочи
  25.08.2008 Изменен дизайн сайта
   
Все новости...
Дольмены Сочи
 
Дольмены В сочи, Сочинские дольмены ГлавнаяДольмены СОЧИДостопримечательности Сочи Дольмен Древности Сочи Дольмены кавказа Дольмены Сочи Дольмены Сочи Дольмены и ритуал
На Мухортовой поляне
Район г. Соутлянтепе
В Мамедовой Щели
Кудепстинский камень
Волконский дольмен
Дольмены Ачишхо
Дольмены ур."Три Дуба"
Дольмен у музея
Группа "Годлик-II"
Каменное "Корыто"
Карта дольменов Сочи
CD о мегалитах Сочи
 
 

О дольменах в Сочи
Назначение дольменов
Дольмены и ритуал
Археоастрономия
Дромосы и кромлехи
Историография дольмена

Мультимедиа журнал о сочинских дольменах
Мегалиты Сочи
(19 Мб)

Дольмены и ритуал.

Учитывая, что строительство дольменов велось в дописьменную эпоху, разграбленность многих памятников и недостаточные археологические исследования, восстановить ритуалы, связанные с ними, можно лишь гипотетично, опираясь на древние обряды, свойственные многим народам Евразии и прежде всего тем, кто является потомками строителей дольменов. Этнографические данные о народах, строивших дольмены до недавнего времени (минаро в Индии, племена с о-вов Новые Гебриды), археологические материалы, конструктивные особенности памятников и их орнаментация позволяют реконструировать духовную жизнь дольменостроителей.

Сложность восстановления ритуалов, практиковавшихся строителями кавказских дольменов определяются ещё и тем, что дольмены строились здесь в течении более тысячи лет и продолжали использоваться для вторичных захоронений в эпоху античности и средневековья. По свидетельству Л.И. Лаврова ещё в XIX веке шапсуги приносили к некоторым из них жертвенную пищу (1. Стр. 104). Естественно, что столь длительный срок развития сказался на эволюции конструкций памятников и ритуалах, связанных с ними. Они очень разнообразны, от одиночных захоронений в подкурганных дольменах до многочисленных вторичных захоронений отдельных крупных костей в дольменах, стоящих на дневной поверхности.

Расположение дольменов на местности показывает, что они занимают довольно ровные участки на некрутых склонах гор, речных террасах и невысоких вершинах, до 500-700 м над уровнем моря. И лишь единичные расположены на более значительных высотах (хребет Мезецу 1029 м, гора Разрубленный Курган 1300 м).

Исследования показали, что дольмены стоят рядом с источниками воды. Поблизости, на расстоянии 5-50 м всегда есть река, ручей, родник. Даже если дольмен расположен на склоне или у вершины горы, рядом обязательно есть источник, иногда подземный. Наличие источников рядом с дольменами отмечается исследователями западноевропейских мегалитов (2. Стр. 155; 3. Стр. 189). Это говорит о важной роли воды в ритуалах дольменостроителей. В большинстве мифологий вода - это среда, агент и принцип всеобщего зачатия и порождения (4. Стр. 240), часто выступающая как женское, так и мужское начало, связанная с мотивами рождения и смерти (живая и мёртвая вода). Несмотря на некоторые местные особенности и варианты, у разных народов обряды, связанные с водой, однохарактерны, имеют одинаковый смысл и общее направление. Интересно, что камни и каменные сооружения - менгиры, дольмены по поверьям обладают сверхъестественной плодотворящей силой дождевой тучи и способны вызвать дождь. Часто встречающийся на дольменах орнамент в виде зигзага, в большинстве случаев, по-видимому, означает воду. Так графически вода изображалась во многих древних культурах.

Ориентировка дольменов на местности различна, но как правило она вписывается в дугу восхода-захода и кульминации небесных светил северо-восток  - юг - северо-запад. Лишь одиночные памятники направлены на север. Ряд исследователей кавказских дольменов (М.К. Тешев, В.М. Кондряков) отмечали астрономическое значение направления многих памятников - восхода, захода и кульминации солнца, возможно луны и звёзд, в дни солнцестояний и равноденствий. Археоастрономические исследования мегалитов Западной Европы полностью подтвердили их астрономическое ориентирование (5. Стр. 237; 252). Кавказские дольмены в этом отношении, к сожалению, почти не изучены. Но наблюдения на отдельных памятниках (комплекс Псынако I, дольмен с кромлехом группы «Волчьи ворота», дольмен с визиром «Мамедова щель») показали, что они отмечают точки восходов и заходов солнца в дни солнцестояний и равноденствий. Мифология, а также проводившиеся этнографами изучение первобытных племён показывает, что практически все дописьменные общества поклонялись Луне и Солнцу как сверхъестественным существам. Не только строители мегалитов, но и другие народы древности умели фиксировать и рассчитывать движение Солнца, создавая для этого наблюдательные площадки, простота и гениальность которых приводят в изумление современных людей.

Материал дольмена - камень связан с определённым кругом устойчивых общефольклорных мотивов представления о смерти. Он является границей между миром живых и миром мёртвых (6. Стр. 95). Дольмен символизировал мировую гору, вобравшую в своё нутро умершего (7. Стр. 112), чтобы родить его снова. Плодоносящая сущность горы общеизвестна. К ней обращаются с мольбой о детях, в пещере совершается обряд от бесплодия. Женщины для этого пролезают в отверстие в камне, трутся о менгиры, пьют воду из лунок рядом с дольменами. Дольмен воспроизводит лоно священной горы-праматери, прародительницы всего сущего, от которой зависит жизнь и смерть всего живого. Воплощение и оформление этой общей идеи было различно в разных местах мегалитической ойкумены, но всюду культ мировой горы был связан с культом плодородия и размножения.
Интересные сведения о божестве каменного менгира Дыгулибге сохранились в адыгском фольклоре (8. Стр. 19). Большой камень, рождённый огнедышащей горой, служил ему троном, вокруг которого совершался обрядовый танец. Во время пляски бог выбирал себе понравившихся женщин и затем вступал с ними в связь. Этот камень сохранился в селе Заюково. Раньше к нему приносили еду и совершали пляску великого бога. Во время танца на свадьбе свекровь просила кого-либо из гостей пройтись вокруг камня с невесткой. При этом груди невестки должны быть обнажены и предложены богу. Эти детали указывают на плодородную сущность божества, имя которого связано с солнцем (дыгъэ - по-адыгски означает солнце).

Жизнь и смерть по представлениям дольменостроителей неотделимы друг от друга, и мир живых тесно связан с миром мёртвых. Символом вечного круговорота жизненного вещества являлось солнце, которое каждый вечер «умирало» на западе и каждое утро «возрождалось» на востоке.

Не менее важны для восстановления ритуалов детали конструкций, окружающих дольмены - курганы, кромлехи, дромосы, чашечные камни.

За последние годы на Черноморском побережье и в Адыгее был обнаружен целый ряд дольменов с дромосами (9. Стр. 87; 10. Стр. 315), что позволяет говорить о них как о характерной для кавказских памятников черте. Очевидно дромос символизирует прохождение человека по путям, ведущим к лону богини, где покоится умерший-рождающийся. Многочисленные обряды, связанные с дромосами, известны у многих, в том числе и адыгов-шапсугов. В случае засухи для детей устраивались «пролазы» через каменные подкопы и тоннели, специально сооружаемые в засушливые годы для вызывания дождя. Такие же тоннели сооружали для скота при эпидемиях. У аварцев, даргинцев бездетные женщины и больные дети пролезали через отверстие в земле, вырытые на кладбище, чтобы приобщиться к плодотворящей силе земли и предков. Отверстия делались очень узкие, в них клали угольки (очищение огнём), яйца (символ возрождения), хлеб (очищение от демонов) (11. Стр. 88). Дромосы кавказских дольменов так же очень узкие, и в них находят множество угольков. Позднее отголоски этих древних обрядов сохранились в символике арок и ворот. Прохождение через них у хеттов было обязательным ритуалом при эпидемиях и поражении войск, у римлян, как известно, наоборот - при победе. То есть и эта черта подтверждает общую направленность обрядов, связанную с возрождающим, дающим жизнь и плодородие чревом богини-матери, воплощённом в дольменах.

Дольменная втулка имеет форму фаллоса (12. Стр. 213). А сам дольмен с отверстием - женский половой орган с камерой-маткой. Изображения на отдельных дольменах женских грудей аналогичны изображениям так называемой «дольменной богини» западноевропейских памятников. Иногда происходит характерное для древних культов смешение мужской и женской символики. Известны изображения богини-матери с головой в виде фаллоса. Так некоторые дольменные втулки-фаллосы имеют шляпки в форме реалистически изображённой женской груди, сопровождаются ещё и солярными символами (Псынако I, дольменная группа «Нихетх» и другие) фаллос и женская грудь тесно связаны с культами воды и солнца. Изображение в виде дуг бровей на стеле, рядом с дольменной группой урочища «Калежтам», очень похожее на подобные символические изображения «дольменной богини» из Западной Европы. Одновременно стела похожа на фаллос. Знаки рождающей богини-матери, напоминающие букву «Ж», есть на стеле из дольмена №497 (бассейн р. Кизинка) и дольменной керамике.

Характерной чертой кавказских дольменов являются кромлехи из отдельных камней, окружающие памятники, символ рубежа, необходимого, чтобы отделить сакральное место от обычного пространства. Кромлехи связаны с культом солнца и его движения по небу.
Захороненный в дольмене человек являлся посредником между миром людей и сонмом божеств. В большинстве сохранившихся непотревоженными дольменах на территории Сочи отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека (13. Стр. 55). Первоначально умершего оставляли на площадке или закапывали в землю. После разложения трупа крупные кости и череп клали в дольмен. Во Франции для первичного захоронения использовали специальные углубления в скале, выдолбленные радом с дольменами. Эти углубления имели сточный желобок (2. Стр. 47). Примечательно, что размеры подобной площадки с бортиком и канавкой для стока рядом с корытообразным дольменом в бассейне р. Цусквадже (1,27 х 0,90м с бортиком 0,07м почти совпадает с размерами площадки из Франции 1 ч 0,80 м с бортиком 0,10 м).

В более позднее время в связи с изменением культа в Причерноморье появляются ложнопортальные дольмены. Очевидно их возникновение связано с развитием представлений о смерти и загробном мире, когда люди стали опасаться представителей загробного мира. Чтобы лишить покойника возможности найти дорогу обратно, в мир живых, устраивался ложный вход в виде имитации втулки. А настоящий лаз располагался на теневой, лесистой, северной стороне, связанной с загробным миром. Иногда он даже засыпался, то есть вводился в подземный мир. Хотя умершего и почитали как предка-благодетеля, но и боялись как вредоносного духа. Явление ложного входа так же встречается в западноевропейских памятниках.

Конструкция дольмена символизирует жилище мёртвых. Любопытно, что избушка Бабы-Яги, стоящая на границе между мирами живых и мёртвых, так же обращена входом к лесу. И герою приходится произносить заклинание чтобы проникнуть внутрь.
К 1300 году до нашей эры, когда на Кавказе строительство дольменов затухает, памятники, идентичные кавказским, появляются в Западном Причерноморье и у побережья Мраморного моря, на территории исторической Фракии. На материалах фракийских мегалитов, строящихся в письменную эпоху, хорошо прослеживается ритуал дольменной культуры. Несомненна их связь с Великой Богиней-Матерью и её сыном - умирающим и воскресающим богом Солнцем и орфической доктриной (14. Стр. 26). Скала/гора здесь были обителью богини, ассоциировались с ней. Само имя богини «Кибела» по-фригийски означает «гора» (15. Стр. 94). Всё это указывает на первоначальную идею о скальном божестве, о горе/скале как утробе Матери-Земли. Таким образом дольмен - это священное место, где отправлялись культы Великой Богини-Матери и её сына - умирающего и воскрешающего бога ипостаси Солнца.(Орфея, Диониса), приобщаясь к которому захороненный в дольмене как и они должен был возродиться.

Частью орфических мистерий было погружение посвящаемого в транс для путешествия в иной мир и слияния с божеством. Для этого его укладывали в специальное углубление в скале и заставляли концентрировать взгляд на круглом отверстии в скал. Как мы видим - это своеобразное описание дольмена. Из обрядов, связанных с ними родились позднее Великие Мистерии древнего мира.

Мы затронули лишь часть обширной темы - ритуалов дольменостроителей. Но из приведённых выше фактов видно, что дольмены были не только гробницами, но и святилищами, прообразами более поздних храмов.

 

Часть 2
Для того, чтобы реконструировать хотя бы некоторые из обрядов, практиковавшихся носителями культуры дольменов, необходимо разобрать несколько вопросов. Среди них важнейшими могут быть признаны три: расположение дольменов на местности (почему именно так, а не иначе поставлены они); ритуальные черты в устройстве самих дольменов и их орнаментике; установление погребального обряда, практиковавшегося в дольменах. Каждый из этих вопросов может быть разрешён большей частью только предположительно, хотя многие исследователи уделяли им определённое внимание.

Дольмены занимают удобные и довольно ровные площадки среди лесов (на «полянах»), по водораздельным возвышенностям, на плоских вершинах невысоких гор. Они стоят по бассейнам рек, неподалёку от тех троп и дорог, которые связывали побережье с горными районами. Они образуют значительные группы. Такое огромное скопление памятников позволяет говорить о специальных местах, отведённых под некрополи, а если обратить внимание на типы построек, то можно заметить, что одни и те же дольменные поля часто содержат разнотипные сооружения (очевидно, относящихся и к разному времени). Как видно, несмотря на изменения в архитектуре и технике строительства, носители культуры дольменов не теряли чувства родства и преемственности с предыдущими поколениями.

Ориентировка дольменов уже давно привлекала к себе внимание исследователей. По многим данным можно заключить, что строители дольменов предпочитали ориентировать свои сооружения так, чтобы их фасад выходил на солнечные стороны: юг, восток. Из промежуточных положений они опять-таки предпочитали юго-восточное положение. Ориентация дольменов позволяет сделать вывод о важной в их строительстве ритуальной черте6 обращать портальные части дольменов к свету, к солнечным, ярко освещённым сторонам.

Некоторые дольмены  служили для одиночных погребений, т.е. эти сооружения после того, как были окончены похороны, могли быть замурованы на века, как это, несомненно, имело место в дольменах без отверстий. Очевидно, идеи, лежавшие в основе древнего ритуала, изменялись, эволюционировали. Отверстия в типологически ранних дольменах стали необходимостью, а со временем изменялись и по форме, и по размерам. В двух портальных дольменах бассейна р. Кизинка слева возле отверстия были найдены обломки сосудов и по одному листовидному бронзовому ножу. Скорее всего, то были приношения пищи, а ножи были приложены к ней. Это даёт некоторое право считать, что отверстия служили для ритуального кормления покойников. Возникает естественный вывод, что дольменное отверстие могло служить не для одной цели, что их функции были многообразными.
Ранние погребальные сооружения содержат единичные захоронения с богатым инвентарём. Это не были рядовые члены общества. Это были весьма важные лица, останки которых окружали прочные каменные стены, их могли посещать, для чего служило отверстие, им могли поклоняться в специальном притворе – портальной нише.

Можно предполагать, что ранние дольмены и содержали захоронения родо-племенных вождей, чьи останки должны были магическим путём благоприятствовать живущему населению. Отголоски таких верований известны в религиозных представлениях многих народов. В целом дольменная постройка, плотно закрытая каменной пробкой, представляла собой вместилище умерших предков, которые магически способны были влиять на будущий достаток и плодородие. В ней заключалась сакральная сила всеобъемлющего и обильного воспроизводства. Этой ритуальной идее были подчинены орнаментальные мотивы, изредка встречающиеся на дольменах, а также чашечные углубления и пр.

Чаще всего можно видеть узор в виде зигзага, который мог символически изображать воду. Среди дольменной орнаментики особое место занимают солярные знаки – изображения в виде кругов. Солярные знаки, известные с эпох камня, являются несомненным признаком поклонения солнцу. Солярным знакам сопутствуют нередко чашечные углубления, которые встречаются  и на скалах.

Суммируя наблюдения многих исследователей, можно сделать вполне определённый вывод о том, что в дольменных постройках не практиковался какой-либо единственный погребальный обряд. Способ совершения похорон в них эволюционировал, изменялся.
Наиболее ранним обрядом погребения можно считать одиночные, в редких случаях - парные захоронения. Дольмены без лазов предназначались в основном для индивидуальных захоронений. Умерших укладывали в них скорченно, вероятно, стараясь ориентировать их в солнечные стороны.

Основная масса портальных дольменов также служила для похорон отдельных лиц. Во время похорон их тела засыпали красной охрой, окуривали зажженными ветками или бросали в могилу угольки. Уже в портальных дольменах появляются и первые захоронения в позе сидя. В плиточных дольменах трапециевидной формы сидячая форма для погребённых является вполне обычной.

Всё чаще перед глазами исследователя предстаёт картина не целых захоронений, при которых можно восстановить позу покойных, а отдельные черепа и кости, лишённые анатомического порядка. Это происходило, когда в дольмен вносили только кости уже после разложения (обряд вторичных захоронений). Обряд вторичных погребений возник, вероятно, в результате уверенности в том, что душа находится «в тесной и неразрывной связи с телом» и отрывается от неё только после исчезновения тела. В силу этого «первичное погребение.. не есть… погребение, т.е. отправление покойника в загробный мир, а является только подготовительной стадией ко второму, т.е. настоящему погребению». Иногда именно череп и является основным вместилищем души. Во всех случаях обряд вторичных погребений требовал хранения костей.

Неизвестно, где и как происходили в это время первичные похороны. Ведь для достаточно полного отделения мышц должно было пройти некоторое время. Из этнографии известно, что у абхазо-адыгов существовала традиция – умершего мужчину класть в гроб, прикреплённый к дереву, устраивать высокие помосты и т.д. однако такие этнографические параллели, не подкреплённые археологическим материалом, позволяют лишь наметить возможные варианты в решении вопроса.

Таким образом, подводя некоторый итог, можно заметить, что в дольменных памятниках происходит смена погребального обряда, которая в определённой степени может быть увязаны и с отдельными категориями дольменов.

Можно думать, что одиночные (изредка парные) скорченные погребения с «солнечными» ориентировками характерны для плиточных дольменов без лаза и с приставными портальными плитами.

В корытообразных дольменах, не имеющих отверстий, умерших также могли погребать в скорченном состоянии.
Во всех таких дольменах во время похорон тела усопших поверх одежды густо посыпали красной охрой. Уже в некоторых портальных дольменах были обнаружены «сидящие» костяки. Этот новый способ положения умерших стал всеобщим. Он встречается далее в плиточных дольменах трапециевидной формы, в составных сооружениях. Очевидно, практиковался он и в обширных корытообразных камерах, внутренние формы которых соответствуют плану и сечениях плиточных гробниц.

Ритуальный обычай усаживать покойников довольно резко сменяется порядком, при котором хоронили только очищенные от мышц кости (и обязательно черепа). Он практиковался во всех типах наиболее поздних дольменов.

Покойников и кости вносили через отверстия, высота которых была до определённой степени канонизирована, а ширина могла быть при необходимости даже увеличена.
В процессе изучения дольменных погребений была отмечена такая черта обрядности, как посыпание умерших красной (реже – жёлтой) охрой. Эта черта ритуала также менялась. Уже «сидящие» костяки далеко не всегда сохраняют следы краски, а отдельные кости совсем редко сопровождаются комочками краски. Охра всех оттенков, особенно красная и оранжево-красная, - «любимый цвет первобытных народов», цвет возбуждающий, как говорят специалисты, характерная черта многих самых различных по ритуалу захоронений эпохи бронзы. Эта черта свойственна носителям множества древних археологических культур, живших некогда на огромной территории. Изучению окраски и её ритуального смысла посвящена большая литература. Возможно предположение, что таким образом очищали умерших от всего земного, насыщая их тело символической кровью. В область догадок может увести нас и то небольшое количество углей, которые сопровождают погребение во всех типах дольменов и при всех вариантах захоронений. Может быть, умерших окуривали дымом, так как в некоторых дольменах найдены обломки жаровен и курительниц, форма которых ещё не установлена.

В этой статье многое построено на предположениях, сопоставлениях и догадках, но пока ещё накоплено не очень много материала, чтобы о многих чертах дольменного ритуала можно было говорить категорично, как о непреложных фактах.


Материал составлен по книге В.И. Марковина «Дольмены Западного Кавказа». М., 1978.
Кудин М.И Ксенофонтов В.Л.
Источник: Сочинский краевед - 4-6 выпуск

 

 
Парки
 
Музеи
 
Памятники
 
Водопады
 
Пещеры
 
Каньоны
 
Архитектура
 
Дольмены
 
Интересные места
 
Реки Большого Сочи
 
Горы Сочи
 
Водопады
 
Пещеры
 
Растительность
 
Животный мир
 
Sochi Wallpappers
 
Брошюры в PDF
 
Энциклопедия Сочи
 
СочиНацПарк CD
 
Adler CD

United TMS WebSite ver 5.0
2000-2012