Отдых в СОЧИ
Информация о Сочи
Все о Сочи
  04.01.2012 Появилсь новая информаци о
    дольменах Сочи
  25.08.2008 Изменен дизайн сайта
   
Все новости...
Дольмены Сочи
 
Дольмены В сочи, Сочинские дольмены ГлавнаяДольмены СОЧИДостопримечательности Сочи Дольмен Древности Сочи Дольмены кавказа Дольмены Сочи Дольмены Сочи Археоастраномия и дольмены
На Мухортовой поляне
Район г. Соутлянтепе
В Мамедовой Щели
Кудепстинский камень
Волконский дольмен
Дольмены Ачишхо
Дольмены ур."Три Дуба"
Дольмен у музея
Группа "Годлик-II"
Каменное "Корыто"
Карта дольменов Сочи
CD о мегалитах Сочи
 
 

О дольменах в Сочи
Назначение дольменов
Дольмены и ритуал
Археоастрономия
Дромосы и кромлехи
Историография дольмена

Мультимедиа журнал о сочинских дольменах
Мегалиты Сочи
(19 Мб)

Археоастраномия и дольмены.


В середине 60-х годов профессор Дж.Хокинс доказал, что загадочное каменное сооружение на юге Англии - Стоунхендж является не только древним святилищем, но и обсерваторией, точно отмечающей множество астрономически значимых направлений Солнца, Луны и звезд/1,с.256/. Это открытие послужило толчком к бурному развитию новой науки - археоастрономии. Сравнительно развитые астрономические познания несомненны для эпохи, начиная с 4-го тысячелетия до н.э. когда в Западной Европе и в бассейнах Средиземного и Черного морей возникают мегалитические сооружения, часть которых интерпретируется учеными как древние обсерватории. Сегодня памятники, имеющие археоастрономическое значение, известны во многих точках земного шара. Это пирамиды инков и вавилонские зиккураты, святилища индейцев из штата Нью-Мексико, обсерватория Мецамор в Армении и многие другие. Сейчас лишь отдельные ортодоксальные ученые не признают того, что некоторые типы мегалитических построек могли использоваться для астрономических наблюдений, хотя и они не отрицают важнейшей роли небесных светил в мировоззрении древних народов всего мира.

Учитывая очевидную связь мегалитических культур Западной Европы с дольменной культурой Кавказа, является перспективным поиск древних обсерваторий среди дольменов. Впервые проблему изучения дольменов в этом направлении поднял научный сотрудник Туапсинского краеведческого музея М.К.Тешев/2,с.21 /. Долгое время археоастрономическим аспектом изучения дольменов занимался геолог В.М.Кондряков/3, с.4/. Их исследования подтвердили, что многие дольмены своим расположением фиксируют важные астрономические направления. Однако для надежного доказательства этого требуется дальнейшая большая и кропотливая работа. Поэтому мы рассмотрим только некоторые памятники, астрономическое значение которых не вызывает сомнения.

Прежде всего это уникальный мегалитический комплекс Псынако 1, конструктивно несколько напоминающий неолитический могильник Нью-Грейдж в Ирландии, дромос которого отмечает восход солнца во время зимнего солнцестояния/4,с.108/.Дромос Псынако 1 направлен на заход солнца в этот день. Кроме того как отмечал М.К.Тешев:"...в дни солнцестояний и равноденствий, восходы и заходы солнца и луны /на высоких и низких .дугах/ поразительно совпадают с отдельными высокими пиками или распадками окружающих долину гор и хребтов, а также азимутами направлений восхода и захода солнца относительно Псынако1" /5,с.166/.Кроме того от площадки на вершине кургана к его основанию расходились радиальные каменные ребра-лучи, выложенные крупными валунами. К сожалению к моменту раскопок ребра почти не сохранились. Первоначально М.К.Тешев реконструировал их число как 18,позднее считая, что лучи могли соответствовать лунным месяцам, снизил их количество до 12 /рис.2/,         

Следующий памятник с несомненным астрономическим назначением - это корытообразный дольмен из Мамедова ущелья /правый борт р.Куапсе/, высеченный в огромной глыбе темно-серого песчаника. Ширина скалы более 5 метров, длина 8 метров. Большая часть глыбы осталась необработанной, но дольмен высечен так, что с западной стороны имеет форму пирамиды, вершина которой точно указывает точку восхода солнца над хребтом в дни равноденствий - 22 марта и 21 сентября. Вершина "пирамиды" срезана таким образом, что первый луч солнца в дни равноденствий появляется на её грани /точка А на рис.1/, а полный диск встаёт в центре. Первые лучи солнца пробежав по грани "пирамиды", падали в центр перекрытия дольмена. К сожалению оно не сохранилось. Еще в 1907 году А.А.Миллер, впервые описавший этот дольмен, застал его без перекрытия/6.с.84.86/.Было ли на перекрытии какое-то изображение, лунка или отверстие, нам неизвестно. Но вероятнее всего на перекрытии был выбит еще один лаз, подобный входному. Основание думать, что это было именно так дает другой дольмен с подобным визиром, стоящий в бассейне р.Цусквадже, так же высеченный в огромной глыбе песчаника. В ее западном части строители дольмена оставили острый пик высотой 1,65м с азимутом 245°. Этот пик указывает на заход солнца в день летнего солнцестояния. Последние лучи солнца и тень от визира двигались по перекрытию дольмена, попадая в отверстие выбитое на нём, не отличающиеся от лаза на фасаде дольмена. Разрушенный плиточный дольмен со вторым лазом в перекрытии был обнаружен С.Волковым в бассейне р.Пшады осенью 1999 года/7/.

Вернемся к дольмену на р.Куапсе. Фасад дольмена и его лаз направлены на юг/азимут 180° /, отмечая заход солнца в день зимнего солнцестояния. Благодаря этому направлению мы можем разгадать символическим смысл ориентировки дольмена. В дни осеннего и весеннего равноденствий солнце всходит точно на востоке. День весеннего равноденствия примечателен ещё и тем, что накануне появления солнца в точке его восхода появляется зодиакальное созвездие эпохи. Главным созвездием зодиака в древнем мире считалось то, которое выше других поднималось на ночном небе в период осеннего равноденствия, а в период весеннего равноденствия перемещалось по дневному небосводу вместе с солнцем. Эти кульминации как -бы делили календарный цикл на благоприятное - весенне-летнее и неблагоприятное полугодия. С весенней кульминации начинался новый год. Луч солнца попадающий в отверстие на перекрытии дольмена в день весеннего равноденствия символизировал акт слияния солнца с матерью землей. Обычай сочетать юношей и девушек браком в весеннее равноденствие известен у многих народов. Как известно дольмен воспроизводит лоно богини -матери/8,с.9/.Девять месяцев вынашивает в своей утробе дольмен божественного младенца, пока наконец в день зимнего солнцестояния, когда умирает старое солнце, чрево дольмена разрешается новым, молодым солнцем, с каждым днем все выше и выше поднимающимся по небу. В день зимнего солнцестояния рождаются многие древние боги, в том числе и Иисус Христос. Таким образом и захоронение в дольмене приобщались к плодородной силе лона богини и возрождались вместе с солнцем,
Символ пирамиды с сияющим оком на вершине широко известен во многих религиозных и оккультных традициях. Своей символикой дольмен издавна привлекал представителей оккультных обществ. В начале 20 века на стены дольмена была нанесем масонская символика/мальтийский крест, треугольник с точкой в центре/. В результате внимания к дольмену современных оккультистов, памятник был подвергнут варварскому ритуальному разрушению в апреле 1999 года.

Большой интерес для археоастрономических исследований представляют дольмены с кромлехами, т.к. науке давно известно, что кромлех символизирует годовое цикл солнца/9.с.63/,и многие из кромлехов являются древнейшими календарями.
Одним из таких памятников является плиточный ложнопортальный дольмен с кромлехом из урочища Волчьи Ворота в верховьях р.Мехопс. Стоящий на вершине невысокого кургана дольмен окружен овальным кромлехом из крупных отдельно стоящих камней/10. с. 13. рис.2/. Перед ложным порталом дольмена ориентированного на заход солнца в день зимнего солнцестояния в кромлехе имеется разрыв образующий притвор выполненный из каменных блоков. Лаз дольмена, расположенный напротив ложного портала, направлен на скалистый хребет и отмечает восход солнца в день летнего солнцестояния. Причем отмечает очень интересно - солнце в этот день, если смотреть от лаза, восходит прямо из под возвышающейся над хребтом скалы, похожей на морду волка или собаки, из-за чего урочище и названо Волчьи Ворота. По фольклорным материалам известна связь собаки /волка/ не только с загробным миром, но и ночным, хтоническим солнцем/11,с.242/.Собаки тесно связаны с погребальным культом у строителей дольменов. До 80% костей животных, найденных при раскопках дольменных памятников, принадлежат собакам. В мегалитических могильниках Западной Европы кости собак встречаются не менее часто/12,с.74;13 с.148/.

Конструкция кромлеха дольмена несколько нарушена. Часть камней в западной части смещена и смешана с камнями кургана. Реконструкция первоначального вида кромлеха показывает, что он состоял из 34 крупных отдельно стоящих камней. несущих по всей видимости календарно-числовую нагрузку.

Кромлехи из отдельно стоящих камней у дольменов в основном сохранились лишь фрагментарно. Описание одного из сохранившихся памятников приводит Е.Д.Фелицин/14,с.46/.К дольмену № 20 "Кожохской группы" примыкал разомкнутый приплюснутый круг из отдельно стоящих камней. Как видно по чертежу Е.Д.Фелицина он состоит из 17 камней/рис.6/.

Поиск подобных конструкций за пределами дольменной культуры дал интересные результаты. В центральной части Стоунхенджа расположена "подкова" из 19 "голубых" камней, не имеющая непосредственного астрономического значения. Как полагают, назначение этой фигуры счётно -календарное/15,с.52/.Подобная фигура из 34 столбов, с аналогичной (функцией расположена в центре святилища даков в Сармизегетусе. Учитывая что структура календарей остается неизменной тысячелетия, в поисках аналогий можно территориально и хронологически выйти далеко за пределы мегалитических культур. Как видим, рассматриваемые фигуры тяготеют к числу 34/т.е.17 х 2/.Таково возможно и первоначальное число лучей кургана Псынако- 1,если учесть, что над дромосом радиальным луч отсутствовал.
17-ти членный год посвященный Праджапати известен в арийской мифологии. Это божество называют "господин потомства", вливающий семя, способствующий рождению детей, творец богов. Т.е. он связан с идеей воспроизводства и плодородия, так явно отраженной в дольменной символике.

На животе одной из трипольских статуэток богини-матери изображена "подкова" с 17 лучами разомкнутая к лону. Разомкнутая окружность, имеющая 34 звена, нанесена на спинку трона фараона Тутанхамона.

Наиболее интересной аналогией кромлеху дольмена у Волчьих Ворот является каргопольский, женский, вышитый календарь/рис.7/.Примечательно что, как отмечает академик Б.А.Рыбаков, на внешней стороне дуги календаря размещено 34 значка/16, с.685/.Расшифровка календаря показала. что разрыв дуги направлен на зимнее солнцестояние, а шестилучевая фигура в центре является символическим изображением богини-рожаницы. Луч, направленный в разрыв, символизирует рождающееся новогоднее солнце. Возможную связь каргопольского календаря с мегалитической культурой отмечает В.Г.Власов/15.с.5б/.

Приведенные примеры подтверждают, что дольмен с кромлехом в урочище Волчьи Ворота играл роль обсерватории и календаря, сакральная символика которого отмечает возрождение солнца, жизни и всего сущего.

Составной дольмен с явным календарно-астрономическим значением был исследован Н.В.Кондряковым в урочище Жемси/бассейн р.Псезуапсе/. Лаз и дромос дольмена направлены на восход солнца в дни равноденствие /азимут 110°/.Конструкция кромлеха дольмена состоит из нескольких секций, выложенных камнями разной величины/10.с.14,рис.4/.Выкладка из крупных камней, начинающаяся от весеннего равноденствия, могла символизировать летний период, более мелких - весну и осень, а разрыв на северо-западе - зиму.
Мы кратко рассмотрели наиболее яркие памятники дольменной культуры имеющие календарно-астрономическое значение. Можно допустить, что практически все дольмены, даже ориентированные на север, имеют астрономическое значение, отмечая направления на определенные звезды и созвездия. Эти предположения являются довольно спорными, и требуют дальнейшего тщательного расследования, но то, что строители мегалитов отмечали в конструкциях многих памятников такие астрономически значимые даты, как солнцестояния и равноденствия, не вызывает сомнения.


ЛИТЕРАТУРА
1. Хокинс Дж.,Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхенджа.М.,1973.
2. Тешев М.К. Отчет. Раскопки мегалитического архитектурного комплекса Псынако 1 в 1985г.//Архив ИА РАН. Р-1 №11097.
3. Кондряков З.М.О дольменах еще раз//Газ."Шапсугия"от 19 мая 1993.
4. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни.М.,1981.
5. Тешев М.К. Мегалитический архитектурный комплекс Псынако 1 в Туапсипском районе.//Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1988.
6. Миллер А.А. Разведки на Черноморском Побережье Кавказа в 1907 году.//Известия археологическом комиссии. вып.33,СПб.,1909.
7. Личный архив автора.
8. Кудин М.И. Дольмены и ритуал.//Сочинский краевед, вып.4.Сочи,1999.
9. Шилов Ю.А. Космические тайны курганов.М., 1990.
10. Кондряков Н.В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа. //Сочинский краевед, вып.5,Сочи.1999.
11. Иванов В.В. Волк.//Мифы народов мира т.1.1991.
12. Клейн Л. Майкоп:Азия,Европа?//Знание-Сила,№2,1987.
13. Шарпантье Луи Гиганты и тайна их происхождения.М.,1998,
14. Фелицин Е.Д. Западно-кавказские дольмены.//Материалы по археологии Кавказа. М.,1904.
15. Власов В.Г. Пути расшифровки каргопольского календаря-вышивки// Советская этнография №2,1990.
16.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.,1997.
17. Евсюков В.В. Мифы вселенной. Новосибирск, 1988
Кудин М.И.

 

 

Источник: Сочинский краевед - 7 выпуск

 

 
Парки
 
Музеи
 
Памятники
 
Водопады
 
Пещеры
 
Каньоны
 
Архитектура
 
Дольмены
 
Интересные места
 
Реки Большого Сочи
 
Горы Сочи
 
Водопады
 
Пещеры
 
Растительность
 
Животный мир
 
Sochi Wallpappers
 
Брошюры в PDF
 
Энциклопедия Сочи
 
СочиНацПарк CD
 
Adler CD

United TMS WebSite ver 5.0
2000-2012