Отдых в СОЧИ
Информация о Сочи
Все о Сочи
  04.01.2012 Появилсь новая информаци о
    дольменах Сочи
  25.08.2008 Изменен дизайн сайта
   
Все новости...
Легенды о городе Сочи
 

ГлавнаяВсе о городе СочиЛегенды о городе Сочи

Общая информация о Сочи
История Сочи
Расположение
Флора
Фауна
Население
Современный город
Экономика Сочи
Карта города
Фотогалерея
Культура и развлечения в Сочи
Культура в Сочи
Фестивали в Сочи
Музеи Сочи
Выставки
Памятники
Достопримечательности
Отдых в Сочи
Лечение в Сочи
Отдых в Сочи
Размещение
Советы отдыхающим
  
Топоним Сочи
Легенды о Сочи
Sochi 2014
Улицы города
Архитектура
Песни о Сочи
О Черном море

Легенда о Скале стариков

скала стариковПосмотрите внимательно на этот грозный обрыв, и мысленно перенеситесь в прошлое. Как у Вас с фантазией? Ну, тогда слушайте. На вершину скалы стоит стройный бородатый мужчина. Он только что принёс сюда худого немощного старика. Минута прощания торжественна:
- Сын мой! - Возгласил древний старей, - Ты пришёл сюда, чтобы исполнить закон. Воля Хасы священна. Время моё подходит к концу. Берега честь рода. Хет жегьыа!!!

Сын склонил голову, последний раз нежно обнял престарелого отца, который когда - то в детстве учил его метко стрелять из лука, охотиться на кабанов, загонять медведя, показывал, как обращаться с кинжалом, словом, был для него всем. Лица мужчин спокойны, ни один мускул не должен дрогнуть в эту минуту. Сын подносит отиа к краю обрыва и... бросает со скалы. Тело старика летит, переворачиваясь в воздухе и разбивается о камни. Где-то далеко внизу его подхватывает и уносит бурный поток. Какой -то миг, и всё кончено...

Этот суровый жестокий обычай корнями своими восходит ешё ко временам древних народов. В частности, у спартанцев была своя такая же Тайгетская скала. С неё сбрасывали в пропасть не только стариков, но и больных, немощных людей, а также всех, имеющих физические недостатки. В то суровое время, только сильный, имел право на жизнь. Интересно, что пишет по этому поводу Дюбуа де Монпере в "Путешествии вокруг Кавказа":

"Всё, что я говорило воспитании мужчин и женщин... всё ведёт в античную Грецию, и это заставляет нас признать, что здесь существовала, какая-то греческая колонизация и производились в древности частые сношения с Грецией, если черкесы могли сохранить столько особенностей первобытных греческих нравов. Но, как я уже сказал раньше, следует спросить себя о том, какая нация давала культуру, и какая воспринимала".

Старожилы аула Калеж рассказывают, что одной из причин существования этого обычая было строгое распределение пищевого ресурса. В семьях было много детей, но скудная земля отнюдь не баловала обильными урожаями, да и охота часто ожидала быть лучшей. В адыгском эпосе о нартах описывается обычай убивать самого старого: "Того, кому пришёл черёд быть убитым, нарты вели к себе, сажали за стол, подносили чашу бахсымы (хмельного напитка из проса, мёда, и дрожжей) и оставалось ему жить до тех пор, пока выпьет ту чашу бахсымы. Держа в руках по камню, (нарты) сидели в доме наготове и ожидали, когда старик допьет чашу до конца...". (Нарты. Адыгский эпос. Сосруко, 5){лит-ра,8). Горцы всегда отличались незаурядным здоровьем и могли жить очень долго. Ста-оикам, как правило, приходилось мотыжить землю, пока они держались на ногах. Только это давало им право на жизнь. В древней Спарте были иные причины. Там шёл искусственный отбор. Современники, приезжая к спартанцам всегда поражались красоте и мужеству этих людей, а также, отсутствию у них стариков и больных. Пожалуй, это была самая первая и откровенная игра в "слабое звено". Но пришли иные времена и от жестокого обычая гориы отказались. С некоторых пор адыги научились уважать и ценить мудрость старцев. Вот что рассказывает об этом местная легенда:
"Было это очень давно. Кто знает, сколько воды утекло в реке Аше? Жил в ауле старик, которого звали Тагир. Труженик был великий. Здоровьем обладал отменным. Старость подошла, а он всё еше работал, "до седьмого пота" и даже на охоту иногда выбирался, редко возвращаясь без добычи. И вот однажды в лесу свалился в обрыв и повредил себе ногу. Отыскал его старший сын Айтек, принёс домой, выходил, вылечил, да вот только с тех пор уж больше не вставал Тагир с зарёй, а все больше полёживал. Как-то раз, после суровой зимы и очередного неурожая, собрался общеплеменной совет, Хаса. Выступил грозный Тхамата, глава Хасы, и назвал имена стариков, время которых подошло, а, в заключение, он воскликнул:
- Позорная смерть малодушным, тем, кто нарушит обычай предков!!!
-Содрогнулся Айтек, когда прозвучало имя отца, но виду не подал. Он всё время старался оттянуть эту минуту, сознавая между тем её неизбежность, но пот, время пришло. Вскоре сам Тагир напомнил сыну:
- Пришла пора выполнить волю Хасы, Айтек. Нельзя нарушить древний
закон племени.

Скрепя сердие подхватил Айтек на руки отца и понёс на роковую скалу. Солние уже клонилось к закату, и его последние лучи золотили утёс, когда Айтек с отиом на руках приблизился к вершине скалы. Внезапно он упал, споткнувшись о торчавший посреди тропы камень и выронил Тагира. К своему удивлению он тут же услышал звонкий смех отиа. Ни время, ни место, ничто не указывало на причину столь внезапной перемены настроения старика.

- Послушай, Айтек. А ведь история повторяется. Когда-то, давным-давно, я нёс сюда же своего отца, а твоего деда Айдамира и, можешь себе представить, споткнулся об этот же самый камень; после чего твой дед рассказал мне, что этот же случай вышел с ним и твоим прадедом Теперуко. Так что смотри, когда сын твой понесёт тебя, Айтек, в последний путь, пожалуйста, предупреди его заранее об этом камне, чтобы и тебе не пришлось набить шишек перед последним полётом.

Айтек задумался. В душе его давно уже зрел протест против этой бессмысленной череды отцеубийств. Что-то внутри него противилось совершить волю Хасы, несмотря даже на угрозу жестокого наказания.
- Ну что, сынок, пора, - проговорил Тагир.
- Нет, отец, - внезапно заявил Айтек твёрдым голосом; ты будешь жить.
Я знаю одну пешеру недалеко от скалы, где укрою тебя; буду тайно приходить и приносить еду.

Несмотря на возражения отца, испытывавшего священный ужас перед волей Хасы и опасавшегося за жизнь сына и честь рода, Айтек отнёс старика Тагира в пешеру и устроил его на ложе из папоротника. Солнце уже давно зашло, когда сын вернулся в родной аул.
С тех пор поздними вечерами Айтек тайно прокрадывался к пешере отца и приносил ему всё необходимое для жизни. Случалось, что они до половины ночи вели разговоры, так что сын возвращался домой уже перед рассветом. Никому не говорил он о своей тайне, даже самым ближайшим родичам. Так шло время.
Однажды в ауле наступили голодные времена. Люди стали резать скот и даже лошадей, чтобы прокормиться, но еды всё равно не хватало. Тогда Тагир посоветовал Айтеку выступить на Хасе: "Скажи, чтоб не резали скот, а особенно лошадей; они ешё пригодятся. В голодное время выручит лес. Под прошлогодней листвой сохранилось много каштанов и желудей". Он показал сыну, как выглядят съедобные коренья; рассказал о премудрых способах ловли форели в горных реках; о том, как можно умело поставить силки и западни на лесных зверей.

Советы Тагира, переданные через сына, помогли племени выжить в трудное время. Люди удивлялись рассудительности и мудрости Айтека. Вскоре о нём стали говорить в соседних аулах.

У адыгов существовал в то время один древний обычай - состязание в мудрости; раз в году на большой поляне перед Священным деревом собирались мудрецы со всех окрестных аулов. Бывали здесь и представители других племён и испытывали друг друга вопросами и загадками. Самый мудрый получал звание Тхамата, что означало - Посланник Бога Тха. Тхамата племени возглавлял Хасу и ритуальные трапезы. До сих пор сохранился обычай избирать тамаду, главу застолья, но мало кто знает о смысле и глубине древности этого кавказского обычая. Как правило, в состязании принимали участие люди постарше. Айтек, в этот раз, оказался исключением.

Итак, погожим ранним утром, ешё до восхода Солнца, на поляне перед Священным дубом собралось много народа. Всю ночь горели костры, по традиции исполнялись различные ритуалы. И вот было объявлено первое испытание. Было дано задание, кто раньше всех сможет увидеть первые лучи восходящего Солнца. Мудрые люди знали, где появляется Солнце и, повернув головы на восток, стали ожидать первых лучей. И тут раздался возглас Айтека: - Я вижу рассвет!!!

Все повернулись на запад, куда показывал молодой мудрец, и увидели вершины гор, озарённые первыми лучами утреннего Солнца.

Второе состязание заключалось в том, что предлагали сосчитать, сколько капель в Чёрном море? Мудрецы, посовещавшись, единодушно сочли это невыполнимым. И тут вперёд выступил Айтек. Он сказал, что готов это выполнить. По толпе собравшихся людей пробежал удивлённый ропот. Молодой мудрец предлагал совершить невозможное. Всем было очень интересно посмотреть, как же это ему удастся. Айтек сказал, что уже начинает считать, но для точности подсчёта капель ему необходимо выполнение одного условия, чтобы те, кто задал этот вопрос, отсекли бы вначале от моря все реки и ручьи и запретили бы дождям лить.
Третьим заданием было сосчитать, сколько звёзд на Небе? И опять вызвался один Айтек. Он попросил задавших этот вопрос, чтобы они приказали вначале звёздам спуститься пониже, чтобы их можно было бы считать, не задирая при этом головы.

Все присутствующие были поражены мудростью и остроумием ответов молодого джигита, так что в конце состязания Айтека единодушно избрали Тхаматой.
Айтек помнил долгие разговоры с отцом, когда они сидели вместе возле пешеры. Старик за это время рассказал ему много интересного и полезного. Отец передал сыну опыт всей своей долгой жизни.

Айтек стал мудрым Тхаматой. Вскоре ему предстояло ещё одно испытание. С побережья примчались всадники-дозорные и принесли весть, что на большой мыс прибыли заморские галеры, с которых на берег высадились вооружённые до зубов люди свирепого вида. Айтек поспешил в пешеру к отцу за советом. Тагир, выслушав новость, помрачнел. Он хорошо помнил события, произошедшие в дни его молодости. Он остался одним из немногих, кому удалось тогда избежать позорного плена и печальной участи раба где-нибудь на далёком Востоке.

- Немедленно приводи всё племя к пешере! - Воскликнул отец. И вот завоеватели, которые оказались быстрее, чем предполагалось, окружили селение и постепенно продвигались всё ближе и ближе.

Племя собралось возле пещеры, чтобы узнать, что же скажет им мудрый Тхамата. Каково же было удивление, когда из пешеры вышел древний старец с белой бородой до самого пояса. Поначалу люди, не узнав Тагира, решили, что это сам Великий Бог Тха пожаловал с Небес, воплотившись в ветхого старца. Они пали ниц и молили спасти их. Величественный старец сделал жест следовать за ним в пещеру и повёл племя вглубь горы.
Долго шли люди по подземным лабиринтам. Так долго, что даже счёт времени был ими потерян. И вот, наконец, где-то впереди забрезжил свет. Племя вышло в чудесную зелёную долину, где росли лазоревые цветы, пели птииы, журчали чистые ручьи. На склонах гор лежал свежевыпавший снег, но было как-то, по-весеннему, тепло. Посреди долины росло множество дубов-исполинов.

- Это Божья долина и Священная роша Тхачегмэз, - торжественно произнёс Тагир, - Сюда в трудные времена приходили молиться наши предки.

Тхамата, посовещавшись с отцом, принял решение вознести к Небесам все
обшую молитву. После этого, устроив женщин и малых детей в этом благословенном месте, воины племени вернулись в родной аул окружным путём. К воинам присоединились подростки и даже некоторые женщины покрепче. Удар по врагу был нанесён смело и неожиданно. Разгром был полнейшим.

А пещера, где Айтек скрывал старого Тагира, до сих пор существует неподалёку от Скалы. Сейчас из неё вытекает ручей, хотя во времена Тагира, как говорят старики, там было сухо.
После чудесного разгрома противника, Хаса отменила, наконец, жестокий обычай убивать собственных отцов. Мрачную тропу завалили камнями, и с тех пор никто больше не носил своих стариков на скалу. Напротив, с этого времени был введён новый обычай высоко ценить старейшин племени; окружать их особым почётом и уважением а также всегда, в случае принятия какого либо трудного решения, созывать совет старейшин.

***
В 60-х годах 20-го века группа туапсинских спелеологов под руководством З.И. Лариной пытались обследовать пешеру возле Скалы стариков. Предоставим слово самой исследовательнице:
"Река Аше при повороте протекает под отвесной скалой, и здесь, между скал, среди кустарников и деревьев вполне доступная тропа приводит к открытой нише, в которой зияет вход в пещеру.

Тоннель шириной 2 - 2,5 м, и высотой 1,3 - 1,5 м, по которому приходится идти босиком в ледяной воде, согнувшись, приводит в грот высотой 3 метра. Пол заполняет речка, вытекающая из подземного озера, находящегося в гроте. Вода в озере поднимается по пояс и уходит дальше под своды пешеры. Без резиновой лодки исследовать пещеру нельзя". (Туапсе и Туапсинский район Краснодар 1967г.)

А вот другое сообщение, более свежее, из книги "Путеводитель по Кубани" 2001 года автор А.А. Самойленко:
"В Лазаревском районе известны две пещеры. Красноалександровс-кая расположена в районе одноимённого аула на реке Аше (сейчас аул называется Калеж), она невелика (исследованная часть) и имеет длину 74 метра, оканчивается закрытым сифоном, за которым есть ещё небольшой участок, за ним - сифон, который ещё никто не проныривал. Из пещеры вытекает ручей..."(лит-ра, 10)
Старожилы говорят, что эта пешера имеет огромную протяжённость. Очевидно что, во времена Тагира в пещере могло быть более сухо. Теперь воды подземной реки охраняют Священную долину в заповедной неприкосновенности, а, может быть, всё это только легенда. Как бы то ни было, пешера, некогда давшая Тагиру приют и спасшая целое племя, до сих пор хранит свою тайну.

 

 
Парки
 
Музеи
 
Памятники
 
Водопады
 
Пещеры
 
Каньоны
 
Архитектура
 
Дольмены
 
Интересные места
 
Реки Большого Сочи
 
Горы Сочи
 
Водопады
 
Пещеры
 
Растительность
 
Животный мир
 
Sochi Wallpappers
 
Брошюры в PDF
 
Энциклопедия Сочи
 
СочиНацПарк CD
 
Adler CD

United TMS WebSite ver 5.0
2000-2012